Берн: родительский сценарий

Сознательно или неосознанно все родители с колыбели учат детей думать, чувствовать, воспринимать окружающий мир. Освободиться от этого влияния ребёнку нелегко, поскольку оно обычно бывает прочно укоренившимся. К тому же первые два-три десятилетия жизни человека оно необходимо для биологического и социального выживания.
Цитируем по книге:
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – СПб: Лениздат, 1992. – 400 с.
Сознательно или неосознанно все родители с колыбели учат детей думать, чувствовать, воспринимать окружающий мир. Освободиться от этого влияния ребёнку нелегко, поскольку оно обычно бывает прочно укоренившимся. К тому же первые два-три десятилетия жизни человека оно необходимо для биологического и социального выживания.

Освобождение от родительского влияния становится возможным только тогда, когда человек достигает независимости, то есть приобретает умение жить «включённым» в настоящее, действовать спонтанно и достигать близости с другими людьми. В это время он уже свободен в выборе, то есть понимает, что именно из родительского наследия хочет оставить себе. Ниспровержение родительского диктата никогда не бывает окончательным: непрерывная борьба против возврата к старым привычкам чаще всего продолжается всю жизнь.

Передача сценария может осуществляться при двух условиях. Ребёнок должен быть способен, готов и расположен к восприятию сценария, а у родителей должно быть желание передать его ребёнку. Ребёнок способен к восприятию сценария, поскольку его нервная система сконструирована так, что она воспринимает чувственные и социальные стимулы и строит из них устойчивые модели, которыми управляется поведение. По мере того как тело и разум обретают черты зрелости, увеличивается готовность к более сложным формам программирования. Ребёнок расположен к принятию сценария, потому что ему нужен способ структурирования и упорядочивания деятельности. Он не просто хочет сценария, он жаждет его. Он обладает стремлением к завершённости, потребностью заканчивать начатое, кроме того, его вдохновляет великое человеческое свойство – сознание цели.

Сначала у ребёнка цель в том, чтобы идти, потом – в том, чтобы идти к чему-то. Направляясь к какому-то человеку, он должен знать, что делать, когда дойдёт.

Родители со своей стороны способны, готовы и расположены к передаче сценария, поскольку миллионы лет эволюции запечатлели в них желание кормить, защищать и обучать своих отпрысков, желание, которое может быть нейтрализовано лишь очень значительными внутренними или внешними силами. Если родители сами соответствующим образом запрограммированы, то они не просто хотят, а жаждут заботиться о детях и извлекают из этого занятия массу удовольствия. Некоторые родители бывают даже чересчур настойчивы в этом отношении. Воспитание для них главный жизненный долг. Этот долг и эта обязанность – явление весьма сложное. Мы выделяем в нём три аспекта.

1. Желание бессмертия, то есть стремление продлить свою жизнь в потомках.

2. Требования собственных родительских сценариев, которые могут простираться от «Только не допусти ошибки» до «Погуби своих детей».

3. Желание избавиться от собственных тяжёлых сценарных характеристик, передав их кому-то другому. Это редко получается, поэтому попытки повторяются вновь и вновь. Подобные покушения на детскую психику известны психиатрам и семейным врачам под самыми разными названиями. С точки зрения сценарного анализа это форма избыточного программирования, а адресуемые ребёнку предписания, далеко превосходящие его естественные потребности, порождаемые сценарной жаждой, можно назвать сверхсценарием. Обычно ребёнок каким-то образом показывает, что он не желает их выполнять, но бывает, что он усваивает родительскую тактику и старается переправить полученные указания кому-то ещё. Наиболее патологичны попытки избавиться от сверхсценария, наделив им кого-то из своих детей.

Сценарное программирование – естественное явление, такое же, как прорастание семян или цветение, и здесь нелепо прибегать к моральным меркам или говорить о необходимости учесть возможные последствия. Большинство людей проводят жизнь, комфортабельно расположившись в своих сценарных матрицах. Матрица – это «постель», приготовленная для них родителями, к которой они добавили кое-какие свои приспособления. Они привыкли к ней с раннего детства, и мало надётся желающих поменять её на что-нибудь другое.

Тем людям, кто отважился сказать: «Мама, лучше я сделаю по-своему», — остаётся несколько возможностей. Если им повезёт, мать может включить в матрицу соответствующий «расколдовыватель», то есть программирует возможность выбора собственной дороги. Иногда помогают друзья и близкие, помогает сама жизнь, но это, к сожалению, случается редко.

Ваш сценарий

Чтобы ясно представить себе сценарий, мы должны понять каждый его аспект. Удобнее всего это делать в хронологическом порядке.

До рождения.

  1. Каков был образ жизни ваших бабушек и дедушек?
  2. Какова ваша позиция в семье? Дата вашего рождения? Даты рождения появившихся перед вами брата или сестры? Даты рождения родившихся после вас брата или сестры? Имеется ли у вас особый интерес к датам?
  3. (Родителям) Сколько у вас братьев и сестёр?
  4. Вы были желанным ребёнком?
  5. (Родителям) Он был у вас желанным ребёнком? Планировали ли вы его появление? Когда и где он был зачат? Были ли попытки избавиться от беременности? Как вы относитесь к сексу?
  6. Как мать отнеслась к вашему рождению?
  7. Кто присутствовал при вашем рождении? Прибегали ли при вашем рождении к кесареву сечению, вакууму или наложению щипцов?
  8. Вы знакомы со своим свидетельством о рождении?
  9. Кто выбрал вам имя?
  10. В честь кого вы были названы?
  11. Каково происхождение вашей фамилии?
  12. Как вас звали в детстве? Каково ваше детское имя? Было ли у вас прозвище в детстве?
  13. Как звали вас товарищи в школе?
  14. Как вас сейчас зовут друзья? Как вас сейчас зовут мать, отец?

Раннее детство.

  1. Как отец и мать учили вас вести себя за столом во время еды? Что говорила ваша мать, когда кормила брата или сестру?
  2. (Родителям) Что происходило, когда вы кормили грудью своего ребёнка? Что вы ему говорили в это время?
  3. Кто учил вас пользоваться горшком и делать свой туалет?
  4. Как вас учили пользоваться горшком и умываться? Что при этом говорилось? Что вообще говорили об этом ваши родители?
  5. (Родителям) Когда и как вы приучали своего ребёнка к горшку и уходу за собой? Что вы ему при этом говорили?
  6. Часто ли вам давали то время закрепляющее или слабительное?
  7. Когда вы были маленьким (маленькой), какое представление о самом себе внушали вам родители? Какого вы были представления о себе, когда были маленьким (маленькой)?
  8. Какой урок вы вынесли для жизни из своего раннего детства?
  9. Как окружающие люди относились к вам в вашем детстве? Какими вам представлялись другие люди?
  10. Не помните ли, будучи ребёнком, принимали ли вы решение никогда не совершать определённых поступков, никогда не выражать определённых чувств? Решали ли вы, наоборот, всегда делать что-то определённое – неважно, что?
  11. Вы победитель или неудачник?
  12. Когда вы пришли к этому мнению?
  13. Как вам кажется, каковы были отношения у ваших родителей, когда вы были ребёнком? Как вы к этому относились?
  14. Каких людей ваши родители не уважали? Какие люди вам больше всего не нравятся?
  15. К каким людям ваши родители испытывали уважение? Какие люди вам больше всего нравятся?
  16. Что обычно случается с такими людьми, как вы?

Средний возраст.

  1. Что ваши родители внушали вам, когда вы были ребёнком? Что они говорили вам, когда вы были совсем маленьким (маленькой)?
  2. Какой была любимая фраза ваших родителей?
  3. Что они учили вас делать?
  4. Что они вам запрещали делать?
  5. Если бы вашу семью поместить на сцену, какая получилась бы пьеса?

Позднее детство.

  1. Какова ваша любимая сказка? Какая колыбельная вам нравилась? Какую историю вы любили слушать?
  2. Кто вам её читал или рассказывал?
  3. Что вам говорили об этой сказке рассказчик или рассказчица? Что при этом выражалось на его (её) лице? Было ему самому интересно или это делалось только для вас?
  4. Какой был у вас любимый персонаж? Любимый герой? А из злодеев кто больше всех нравился?
  5. Как реагировала ваша мать на жизненные трудности?
  6. Как реагировал ваш отец на жизненные трудности?
  7. Какие чувства были для вас самыми неприятными?
  8. Какие чувства вам более всего нравились?
  9. Как вы чаще всего реагируете на трудности и проблемы?
  10. Чего вы ждёте от жизни?
  11. О чём вы чаще всего думаете, говоря «если бы только…»?
  12. Как по-вашему выглядит Санта-Клаус? Кто или что играет для вас роль Санты?
  13. Вы верите в бессмертие? Каковы были любимые игры ваших родителей?
  14. В какого рода неприятности попадали ваши родители?
  15. (Родителям) Каким «играм» вы учили своего ребёнка, когда он был маленьким? Во что вы «играли» с вашими родителями, когда сами были ребёнком?
  16. Как к вам относились учителя в школе?
  17. Как к вам относились одноклассники?
  18. О чём ваши родители обычно говорили за обедом?
  19. У ваших родителей есть «пунктик»?

Юность.

  1. О чём вы говорили с друзьями?
  2. Кто сегодня ваш герой?
  3. Кто для вас самый отвратительный человек в мире?
  4. Как вы относитесь к тем, кто занимается онанизмом?
  5. Как бы вы чувствовали себя, если бы мастурбировали?
  6. Что с вами происходит физически, когда вы нервничаете?
  7. Как ваши родители ведут себя на людях?
  8. О чём они говорят, когда одни или в компании близких людей?
  9. Вас когда-нибудь охватывали кошмары? Каким предстаёт мир в ваших снах?
  10. Расскажите какой-нибудь из ваших снов?
  11. Бывали ли у вас галлюцинации?
  12. Как люди к вам относятся?
  13. Назовите самое лучшее из того, чего вы желали добиться в жизни.
  14. А теперь самое худшее, во что вы не хотели бы превратить свою жизнь?
  15. А что вы хотите сделать со своей жизнью?
  16. Как вам кажется, что вы будете делать через пять лет? А через десять?
  17. Какое ваше самое любимое животное? Каким животным вам хотелось бы быть?
  18. Каков ваш жизненный девиз? Какую надпись вы поместили бы спереди майки, чтобы люди знали, кто идёт? А что бы вы написали на майке со спины?

Зрелость.

  1. Как вы думаете, сколько детей у вас будет? Сколько детей хочет ваш Родитель (Взрослый, Ребёнок)?
  2. Сколько раз вы были женаты (замужем)?
  3. Сколько раз был женат (замужем) каждый из ваших родителей? Были ли у каждого из них любовники?
  4. Вы когда-нибудь попадали в тюрьму? А кто-нибудь из ваших родителей?
  5. Вы когда-нибудь совершали преступление? А кто-нибудь из ваших родителей?
  6. Вы когда-нибудь попадали в психиатрическую больницу? А кто-то из ваших родителей?
  7. Вы когда-нибудь попадали в больницу для алкоголиков? А кто-нибудь из ваших родителей?
  8. Предпринимали вы попытку к самоубийству? А кто-то из ваших родителей?
  9. Что вы будете делать, когда состаритесь?

Смерть.

  1. Сколько вы собираетесь прожить?
  2. Почему именно столько лет? Кто умер в таком возрасте?
  3. В каком возрасте находятся ваши отец и мать? Если они умерли, то когда и в каком возрасте? В каком возрасте умер отец вашей матери? (для мужчин) В каком возрасте умерли ваши бабушки? (для женщин).
  4. Кто будет возле вас, когда вы будете умирать?
  5. Каковы могут быть ваши последние слова?
  6. Каковы были последние слова ваших родителей (если они умерли)?
  7. Что вы после себя оставите?
  8. Что будет написано на памятнике после вашей смерти?
  9. Что бы вы сами написали на этом памятнике?
  10. Что станет для ваших близких сюрпризом, приятным или неприятным, после вашей смерти?
  11. Вы победитель или неудачник (победительница или неудачница)?
  12. Что важнее для вас как структура: ход времени или события?

Биологические факторы.

  1. Представляете ли вы себе своё лицо, когда на что-то реагируете?
  2. Знаете ли вы, как другие реагируют на выражение вашего лица?
  3. Можете ли вы провести различие между вашими Родителем, Взрослым и Ребёнком? В чём оно состоит? Могут ли это сделать относительно вас другие люди? Можете ли вы это сделать относительно других людей?
  4. Как вы воспринимаете своё подлинное Я?
  5. Всегда ли ваше подлинное Я может контролировать ваше поведение?
  6. Есть ли у вас особые пристрастия в сфере секса?
  7. Бывает ли, что у вас в голове крутится одно и то же?
  8. Вы восприимчивы к запахам?
  9. Начинаете ли вы беспокоиться задолго до того, как происходит ожидаемое событие?
  10. Как долго вас продолжают волновать события, уже происшедшие? Бывало ли, что вы не могли уснуть, обдумывая месть? Бывает ли, что эмоции мешают вашей работе?
  11. Нравится ли вам показывать, что вы способны страдать? Предпочитаете ли вы выглядеть счастливым человеком или страдающим?
  12. Говорят ли «голоса» в вашей голове?
  13. Говорите ли вы сами с собой, когда вокруг никого нет? А когда вы не в одиночестве?
  14. Всегда ли вы исполняете то, что чём говорят «голоса»? Ваш Взрослый или Ребёнок когда-нибудь спорит с Родителями?
  15. Какой вы человек, когда становитесь самим собой?

Вопросы психотерапевта.

  1. Нравится ли вам имя, которым вас сейчас зовут друзья?
  2. Каким вы считаете своё настоящее положение в жизни?
  3. Смотрите ли вы на мир теперь иначе, чем раньше?
  4. Освободились ли вы от галлюцинаций?
  5. Изменили ли вы решение, которое было принято в детстве?
  6. Отказались ли вы от разрушительных намерений, предписанных вам родителями?
  7. Можете ли вы сейчас выполнять дела, которые в своё время вам запрещали родители?
  8. Появился ли у вас новый герой или вы стали смотреть иначе на старого?
  9. Бросили ли вы отговорки «Если бы только…», «По крайней мере…»?
  10. Отказались ли вы от игр, в которые «играли» ваши родители?
  11. Вы «сняли футболку»?
  12. Мир в ваших снах стал другим?
  13. Считаете ли вы, что проживёте дольше, чем вам казалось ранее?
  14. Изменились ли ваши предполагаемые слова при уходе из жизни?
  15. Изменилась ли эпитафия?
  16. Вы осознаёте как действует на других людей выражение вашего лица?
  17. Вы знаете, какое состояние Я активизировано у вас в данный момент?
  18. Осознаёте ли вы, как воздействуют на вас запахи?
  19. Вы счастливы или просто храбритесь?

© Бермант-Полякова О.В.

You may also like...