Хартманн: психология Эго

Современный психоанализ трудно представить без теории Эго-психологии и вклада Хайнца Хартманна. Его работа «Эго-психология и проблема адаптации» давно стала неотъемлемой частью психоаналитического знания. После публикации его труда в психодиагностику вошли понятия о силе или слабости Эго, сфере Эго, свободной от конфликта и многие другие плодотворные идеи.

Психодинамическая интерпретация строится на положениях о существовании Эго и представлениях об особенностях его развития.

 

Современный психоанализ трудно представить без теории Эго-психологии и вклада Хайнца Хартманна. Его работа «Эго-психология и проблема адаптации» давно стала неотъемлемой частью психоаналитического знания. После публикации его труда в психодиагностику вошли понятия о силе или слабости Эго, сфере Эго, свободной от конфликта и многие другие плодотворные идеи.

Знание об Эго начиналось с его защитных функций, исследованных Анной Фрейд. Клинические наблюдения подтверждают мысль о том, что разные дети по-разному способны справляться с конфликтами. Было бы ошибкой полагать, что нормальное человеческое бытие свободно от проблем и конфликтов. Однако психоанализ не знает ответа на вопрос о том, что именно определяет выбор той или иной защиты.

Эго-психология стала местом встречи психоанализа и неаналитической психологии, изучающей восприятие, память, мышление. Хартманн первым указал на то, что эти функции являются корнями развития Эго и пересмотрел их с аналитической точки зрения. Он был убеждён, что отказ психоанализа уделить внимание ансамблю психических функций препятствует его превращению в общую психологию развития. Если психоанализ всерьёз претендует на то, чтобы понимать особенности психического развития, он должен исследовать и эту, лежащую вне сферы конфликтов, область, как посредством анализа, так и посредством прямого наблюдения младенческого развития. Хартманн предложил концепцию сферы Эго, свободной от конфликтов, и отнёс к этой области понимание, намерение, постижение объекта, мышление, язык, феномены воспоминания, продуктивности, фаз моторного развития и процессов обучения и взросления. 

Хартманн предположил наличие автономного фактора, который существует бок о бок с инстинктивными влечениями и защитами и независим от них. Он имел в виду упорядоченное мышление и научение, всегда прямо или косвенно ориентированные на реальность. Один из процессов нормального развития Эго, подчёркивал он, выражает себя как способность фантазировать, то есть отрицать существование неприемлемого куска реальности и заменять его другим. Её можно наблюдать не только у детей, но и у взрослых. Очевидным примером такого отвержения и замены некоторой реальности фантазийным образованием являются религиозные идеи или отношение к детской сексуальности.
 
Диагностика силы Эго по Хартманну
 
Изучая свободную от конфликтов сферу Эго, психолог исследует функции, которые связаны с задачами овладения реальностью, то есть с адаптацией. Психоаналитики называют человека хорошо адаптированным (приспособленным к жизни), если продуктивность его деятельности, способность наслаждаться жизнью и его психическое равновесие остаются ненарушенными. Хартманн различает состояние адаптивности, которое достигается между организмом и окружающей его средой, и процесс адаптации, приводящий к этому состоянию. Здесь имеются три возможности: человек адаптирует окружающую среду к своим функциям, адаптируется сам к среде или выбирает новую окружающую среду, которая для него более благоприятна. Он говорит также о двух одинаково успешных формах адаптации: прогрессивной, которая совпадает с направлением развития, и регрессивной.

Человек не приспосабливается к окружающей среде заново в каждом поколении, замечает Хартманн, его отношение к ней обусловлено, среди прочего, воспринятыми им традициями. Человек живёт, можно сказать, и в прошлых поколениях, и в своём собственном. Так возникает сеть идентификаций, которая имеет огромное значение для его развития. Возможно, решающей адаптацией, которую приходится совершать человеку, является адаптация к социальной структуре, замечает он. Приспосабливание, таким образом, это синтетическая функция Эго, которая приводит человека в согласие с внешним миром.

Человеческий индивид обладает при рождении ещё не исследованным набором психических предрасположенностей, включающих в себя конституциональные факторы, важные для развития Эго. По Хартманну, развитие представляет собой процесс, в ходе которого примитивные регулирующие факторы становятся всё более и более эфффективными, заменяясь или дополняясь иными способами регуляции. Он подразумевал под дифференциацией развитие способности оценивать реальность, выносить суждение, отделять восприятие от представления, познание от аффекта и так далее. Дифференциация, как и синтез, является важной функцией Эго.

Хартманн указывает на роль процессов памяти и мышления в приспособлении к реальности. Расстройства мышления идут рука об руку с дезадаптацией. Амнезии демонстрируют, что здоровые люди склонны скрывать свою внутреннюю жизнь от самих себя. Самообман может иметь место вследствие неправильного самовосприятия или ошибочного мышления. Каждый случай самообмана, тонко замечает Хартманн, сопровождается неправильным суждением о внешнем мире. Он выражает несогласие с идеей о том, что бессознательному на самом деле всё известно, и задача психоаналитика состоит в том, чтобы устранить защиту и сделать это готовое знание сознательным. Когда преодолевается сопротивление защитных процессов, уточняет Хартманн, определённые психические элементы становятся доступными переработке, то есть воспоминанию и реконструкции, пониманию и осмыслению. Эго управляет этими процессами. Это не значит, что проанализированный человек свободен от иррациональности и самообманов. Его интеллект становится на службу синтетическим и дифференцирующим функциям Эго, иными словами, он становится способен обдумывать средства и цели адаптации. Такое обдумывание имеет два вида последствий. Оно может вести к лучшему пониманию и овладению средой, с одной стороны, и служить лучшему контролю над самим собой, с другой. Хартманн приходит к выводу, что сильные и зрелые структуры Эго обеспечивают человеку интеллектуальное наслаждение, и тем самым принцип удовольствия вступает в диалектическое взаимодействие с принципом реальности. 

Раскрывая содержание интегративных функций Эго, Хартманн указывает на ценностные иерархии, которые координируют задачи и средства решения. Среди многих иерархий выделяются воззрения, интегрированные в религиозные системы. Религия синтезирует импульс, идеал и запрет. Разрабатывая аксиологическую тему, он находит, что «естественной» иерархии ценностей для людей не существует. «Правильным» считается то, что положительно оценивается, то есть субъективные представления облекаются в одежды объективного знания. Поэтому абсурдно говорить о «правильном» развитии. Пассивное поведение педагогов является столь же сильным «вмешательством», как и активное поведение, отсутствие просвещения – как просвещение, неинтерпретация – как интерпретация, отсуствие запрета – как запрет, постулирует Хартманн.

Помимо интеллекта и ценностей, разделяемых человеком, важным источником синтетических, интегративных функций Эго является художественное творчество. Творчество даёт первичное удовольствие от созидания и вторичное удовольствие от эстетического наслаждения. Психологическим выражением интегративных функций Эго являются также игра и юмор. 

Говоря о формировании Эго в моторике и в мышлении, Хартманн обнаруживает один и тот же парадокс. Для Эго характерны как гибкость, так и автоматизация моторных действий, подобно тому как рациональное обдумывание должно учитывать иррациональные элементы. Нормальное Эго должно быть способно не только к интеграции, но и к комбинаторике противоположных процессов, и к их соподчинению и распределению во времени. Оно должно быть способно к долженствованию, то есть обладать возможностью приостанавливать некоторые свои функции. Известно, что маленькие дети неспособны это делать, так же, как откладывать на время получение удовольствия, а требуют удовлетворения немедленно. 

Было бы разумно предположить, пишет классик Эго-психологии, что механизмы Эго вырастают из общего корня, предшествующего дифференциации Эго и Ид. После того, как они оформились в структуры, Эго-механизмы вступают в разнообразные связи друг с другом. Во многих случаях функции Эго прямо зависят от физиологических процессов созревания. Способность к обучению также, по-видимому, частично определяется конституциональной предрасположенностью. Определение понятий силы и слабости Эго зависит от природы и стадии созревания аппаратов Эго, которые лежат в основе интеллекта, воли и действия, резюмирует Хартманн.

Новаторская работа Хартманна оказала огромное влияние на психоанализ. Развивая его концецию автономного Эго-аппарата и функций Эго, Эдит Якобсон предложила гипотезу о развитии образа себя и представления о собственной личности, Эрик Эриксон выдвинул гипотезу, что формирование идентичности проходит всю жизнь. Рене Спитц провёл исследования госпитализма и анаклитической депрессии. Работа Маргарет Малер о сепарации-индивидуации предоставила в распоряжение Эго-психологов концепцию развития фундаментального значения.

 

© Бермант-Полякова О.В.   

You may also like...