Первые пять протоколов теста Роршаха

Давайте вместе пролистаем пять протоколов. Вы получите первое представление о тесте и об объёме записи. Все протоколы подлинные, имена клиентов заменены псевдонимами.

1. Пани Валевска, 32 года, замужем, мать одного ребёнка, работает врачом.
2. Мурзик, 30 лет, женат, отец двоих детей, служит в полиции.
3. Наполеон, 20 лет, холост, имеет брата-близнеца, солдат срочной службы.
4. Мила, 41 год, не замужем, без детей, работает агентом по продаже театральных абонементов.
5. Белоснежка, 30 лет, не замужем, без детей, работает офис-менеджером.

Краткая характеристика 

 

  1. Протокол нормы. Короткий протокол. Вопросы-сопротивление в начале протокола. Попытка отказа в IX таблице.
  2. Протокол нормы. Защитное удержание ответов (паузы).
  3. Протокол патологии. Короткий протокол. Эмоциональный тип переживания. Отмечаются аморфность мышления и персеверация – увиденные образы кочуют из одной таблицы в другую.
  4. Протокол патологии. Разбитое травмой Я. Отмечаются диссоциативное «забывание» ответов и персеверация – увиденные образы кочуют из одной таблицы в другую. Психолог дезорганизован массивной психопатологией и ошибается в нумерации ответов.
  5. Протокол патологии. Длинный протокол. Ответы дают несколько субличностей диссоциированной клиентки. Отмечаются разноплановость мышления (нарушение целенаправленности) и ускорение мышления (нарушение темпа мышления).

1. Пани Валевска, 32 года, замужем, мать одного ребёнка, работает врачом
Тестирование.
Психолог: (даёт в руку таблицу) Посмотрите, пожалуйста, на эту таблицу. Как это выглядит, что бы это могло быть?
Пани Валевска:

I. Смотри, я тут несколько вижу. Во-первых, я вижу бабочку. И две собаки тут есть и летучая мышь.
II. Ой, я тут сразу кошку увидела. Не знаю почему, кошку. И два щенка, именно щенка, которые носами друг к другу стоят. Сколько таких всего? (Десять) – Очень хорошо.
III. 5’’ Две подруги встретились возле магазина с сумками. Дует ветер, юбки развеваются, туфли на каблуках. Всё.
IV. (откашливается) 8’’ Два сапога. 5’’` V 10’’ ^ Всё. А как зовут Роршаха, как правильно говорить, Роршех? (Герман Роршах)
V. Бабочка.
VI. Э… шкура чернобурой лисицы, которую носили в Советском Союзе женщины. Которые могли позволить себе это купить (откашливается).
VII. 16’’ Похоже на двух девочек, с хвостиками. Танцуют, что ли? В движении, скажем так.
VIII. Ммм… Как он называется… 21’’ Эксцепитальный распил черепа. Именно это кости черепа (кладёт таблицу на стол. Берёт в руки, разглядывает и снова кладёт). Зверь какой-то. Енот. Нет. Я плохо понимаю в зверях. У енота хвост большой широкий.
IX. 10’’ У меня нет с этим ассоциаций никаких. Я тебе говорю, я не могу тебе сказать. (Взгляните ещё раз, у нас достаточно времени). – Какая-то картина, абстракция, художник модерновый нарисовал.
X. Ой, как красиво. Это похоже на цветущий луг с высоты… ну, не птичьего полёта, но нескольких метров. Одуванчики, цветы, маки даже. Голубые это ирисы.

Расспрос. 
Психолог нумерует ответы сквозной нумерацией через весь протокол и делает пометки на бланке Локализатора.
Психолог: Сейчас мы пройдём все таблицы снова. Это не займёт много времени. Я хочу увидеть то же самое, что вы видели и быть уверена, что вижу в точности как вы. Мы пройдём все ответы по одному. Я буду зачитывать ответ, а вы покажете мне, где именно вы это видели и расскажете, что создало такое впечатление, так, чтобы мне стало понятно и я смогла увидеть это как вы.

I. 1. (зачитывает первый ответ) Бабочка. Это всё пятно целиком. Это усики, это глаза, два крыла, это тело, это белые пятна не ней.
2. Собака. Вот собака, в три четверти. Она как бы на тебя смотрит. Две собачки. Сидит и смотрит (демонстрирует позу, сидя на стуле). Вот смотри, вот здесь лапы, ухо, вот второе ухо, тело, хвостик. Вот передние лапки.
3. Летучая мышь. Очень большие и такие в форме паруса два крыла.
II. 4. Кошка. Кошка, если ты смотришь сверху. Вот уши прижаты к голове, нос, вот это глаза. (не вижу) — Ну вот, смотри, если кошка сидит вот так (встаёт со стула и усаживается на корточках на полу!) и видим сверху кошачью голову (хлопает себя по макушке). (Становится за спиной психолога) Красное вот здесь это глаза (садится на стул). (Значит, ответ не « кошка», а « кошачья голова») Ну да, кошачья голова.
5. Два щенка сидят симметричные . Вот здесь
III. 6. Две подруги. Вот рука, нога, голова, нос, шея, бюст, вот юбки, вот каблуки, сумки.
IV. 7. Сапоги. Голенище, носок, каблук.
V. 8. Бабочка, которая как бы приземляется и пытается крылья сложить. Вот здесь усики, вот голова, крылья.
VI. 9. Лиса высыхает, усы ей для понта оставляют, это усы, это нос, лапы. Распятая шкура, высушенная, выдубленная (выдубленная?) – Она плоская совершенно, потерявшая всякий объём.
VII. 10. Хвостик, шея, чубчик, нос, подбородок, ручка, блузка, юбка.
VIII. 11. Белое это эксцепитальная ямка, вот здесь две теменные кости.
12. Вот голова, это лапы, хвост.
IX. 13. Необъяснимое сочетание цветов и всё неопределённое.
Х. 14. Это мне напомнило луг. Это всё цветы. Вот ирисы, вот тюльпаны.

После этапа Расспроса следует закодировать ответы, подсчитать суммы и балансы показателей, заполнить психограмму и приступить к интерпретации.

2. Мурзик, 30 лет, женат, отец двоих детей, служит в полиции

Тестирование.
Психолог: (даёт в руку таблицу) Посмотрите, пожалуйста, на эту таблицу. Как это выглядит, что бы это могло быть?
Мурзик:

I. 3’’ Маска 5’’ Дать ещё ассоциации? (как хотите)
Череп буйвола какого-нибудь.
20’’ (держит в руках) Всё, наверное.
5’’ Два монаха в танце. Давай дальше.
II. 3’’ Клоуны
10’’ v ^
16’’ Да, клоуны, пожалуй, всё.
III. 10’’ Две обезьянки и бабочка.
 6’’ Что-то они делают вместе тут.
А, ну пусть ещё будет краб. Или жук.
IV. 10’’ Крупный мужчина какой-то, снятый вот снизу. В больших больших ботинках. Во фраке. Суровый.
V. 2’’ Бабочка ночная.
10’’  Только она с лицом зайца.
VI. 4’’ Шкурка зверька.
16’’ Срез какого-то растения. Ствола, возможно.
VII. 2’’ Две кокетливые дамочки. Очень кокетничают друг перед другом. Дружелюбные в принципе.
VIII. У… 9’’ Два сурка. Очень похоже на герб.
IX. 5’’ Инопланетянин. В короне.
30’’
(возвращает таблицу)
X. 5’’ Ой
20’’ Какие-то морские раковины, морские коньки, рачки, крабики. Очень празднично. Что-то они там отмечают. Водоросли. Всё.

Расспрос.
Психолог нумерует ответы сквозной нумерацией через весь протокол и делает пометки на бланке Локализатора.
Психолог: Сейчас мы пройдём все таблицы снова. Это не займёт много времени. Я хочу увидеть то же самое, что вы видели и быть уверена, что вижу в точности как вы. Мы пройдём все ответы по одному. Я буду зачитывать ответ, а вы покажете мне, где именно вы это видели и расскажете, что создало такое впечатление, так, чтобы мне стало понятно и я смогла увидеть это как вы.

I. 1. Вот общая форма как форма лица более менее, тут глазницы, тут с трудом, но можно увидеть рот, тут для носа в середине дырочка.
2. Опять же глазницы, форма ширины как у быка, вот переносица, рога. (форма ширины?) ширина, общий силуэт морды.
3. Вот широкие одежды, включая широкие рукава как подолы, капюшон. Тут лицо, вот нос торчит, уровень глаз. Это вторая рука вот в такой позе (показывает) плюс одежда развевается, поэтому движение. (Вы сказали, два монаха?) угу.
II. 4. Ноги, одежда, низкая мотня, всё как у клоуна, рукава широкие чуть не до пояса идут. Так они вот ручка к ручке приставили, в каких-то колпаках. Рука к руке приставили, как в ладушки играют.
III. 5. Вот их ноги тонкие длинные, руки опять же. Длинные, вытянутые, обезьяньи. Головы, опять же с типичными носами такими. Длинные шеи, немножко удлинённые.
6. Бабочка вот она посередине порхает (порхает?) Крыльями размахивает.
7. Вот клешни такие. Это большие глаза такие выпученные. А вот он рот членистоногого. Сюда уходит туловище, оно не нарисовано. (краб или жук?) Скорее, наверно, жук.
IV. 8. Но дружелюбный. Я добавил, кажется. Снятый в перспективе снизу, сужается кверху. Он широкий, в такой позе, серьёзный. Это пола фрака. Это огромные башмаки. Вот носок, вот каблук. (что создаёт впечатление, что он суровый?) поза. Мужик в полном смысле. Образ какого-то лесника, ковбоя, охотника. Он суровый, но дружелюбный. Всё это просто исходя из позы.
V. 9. (это всё пятно?) Да, целиком. Прежде всего, это крылья. Ночная именно из-за формы крыльев, вытянутые такие. Лапки здесь. Головка и усики.
10. Вот мордочка зайца. Глаза, ротик, носик, зубки и уши, большие длинные уши.
VI. 11. Шкура зверька. Она разложена как раскладывают для сушки или натягивают (раскладывают или натягивают?) она разложена. Конечности передние, задние, хребтовая линия и хвост.
12. Это здесь. Волокна какие-то, которые я вижу в разрезе. Волокна разные, уплотняются к середине (что создаёт такое впечатление?) здесь темнее, а здесь светлее.
VII. 13. Да, значит, у них такие бальные платья, рукавчик с расширением. Они стоят спиной друг к другу, но лица повернули. (что создаёт впечатление, что это лица?)  Нос, рот, в профиль я их вижу. Хвост волос почему-то вверх, не знаю. Дружелюбные, потому что в позе игривой, нечто милое. Как будто устраивают сцену кому-то другому.
VIII. 14. Два сурка. Это вот эти два красные пятна, одно и второе. Сурками я назвал их условно, но какое это животное, сказать не могу. < Если бы он стоял на земле, то земля так (переворачивает таблицу на 90 градусов). Вот голова. Тёмное пятнышко тут, это ротик. Это ушко такое как медвежье.
15. Герб. (что создаёт такое впечатление?) Общая форма, общий контур плюс вещи, которые на нём изображены. Лес, гора и два зверя. Зелёное это символическое изображение леса.
IX. 16. Руки, плечи. Кофта, рубашка, застёгнутая на замок под самые плечи. Т.е. он одет во что-то красное. Яйцевидная голова. Сильно вытянутая.Серовато-зеленованая. Глаза вертикально поставленные. Хоботок вместо носа сиреневый. (что создаёт впечатление, что это инопланетянин?) Вот это белое и тёмное, это глаза. И оранжевое – это корона, нахлобученная почти до самых глаз.
Х. 17. Морские раковины. Вот здесь. (что создаёт такое впечатление?) форма.
18. Морские коньки. Вот их головки, вот туловище.
19. Вот они крабики, серенькие. Я их с торца как бы вижу.
20. Рачки вот тоже синие, что-то такое ракообразное. Рачки-крабики, через дефис писать надо. Add Вот ещё серенькие, что-то членистоногое, морское, вкусное. (Потом Вы сказали «Очень празднично. Что-то они там отмечают») Да.
21. Водоросли. Всё, что зелёное. Свисают. (Что создаёт впечатление, что это водоросли?) Скорее остальные части сюжета. Хотел найти им применение.

После этапа Расспроса следует закодировать ответы, подсчитать суммы и балансы показателей, заполнить психограмму и приступить к интерпретации.

3. Наполеон, 20 лет, холост, имеет брата-близнеца,
солдат срочной службы

Тестирование.
Психолог: (даёт в руку таблицу) Посмотрите, пожалуйста, на эту таблицу. Как это выглядит, что бы это могло быть?
Наполеон:

I. 10’’ Чёрт. Это вообще одно и то же, только дважды поделенное (закрывает правой рукой часть таблицы). Бабочка. На взрыв похоже. И животное напоминает. Бабочку.
II. 30’’ Это как… мне напоминает, некая гора. Это центр горы, извержение вулкана. А смотреть можно и вверх ногами? (Как хочешь) – Просто капля красного чернила. Опять же я вижу, что это что-то одно, но его разделили (закрывает левой рукой правую часть таблицы). Попытка закрасить, замазать красное чёрным.
III. Ну почему здесь всё раздвоено? Почему дважды всё здесь? 20’’ Что-то снаружи и изнутри. Это пасть, а внутри пасти бабочка. V Это как паук, а это бабочка в животе у него сидит. Рентген его. Это глаза, это рот его такой страшный, а это щупальца. А это что? Это не знаю что, это ничего.
IV. V > ^ < V 10’’ Какое-то оно всё то же самое. Пытаются изобразить каких-то животных. Это вылупливается… откуда-то вылупливается какой-то жук. Это открывается и вот это вылупливается. ^ На летучую мышь тоже похоже.
V. Вот она! Летучая мышь. Там она вылупливалась, здесь она появилась. V ^
VI. (смеётся) Это всё животные какие-то, скрытые. Это похоже на ската. Водяного ската. Да, хвост увеличенный, но на хвосте у него обычно такие штучки.
VII. Там была какая-то картинка, ну, как будто отсюда что-то вылезло. Освободилось. Освободилось отсюда. Это как… похоже на… на… логово. Может быть, логово, ну, как яйцо.
VIII. (кладёт таблицу на стол) Всё это отражение. Это какое-то животное вырвалось из ада. Как бы зло, которое вырвалось. Всё.
IX. (кладёт таблицу на стол) V 16’’ Ну… это как бы… это как борьба здесь идёт. Этот хочет зайти туда, а жёлтый не хочет, хочет от него. Этот руки, хочет туда.
Х. (кладёт таблицу на стол) < 20’’ Это как… эмоции людей. Эмоции, мои эмоции, скажем так. Амбиции, эмоции. Всё.

Расспрос.
Психолог нумерует ответы сквозной нумерацией через весь протокол и делает пометки на бланке Локализатора.
Психолог: Сейчас мы пройдём все таблицы снова. Это не займёт много времени. Я хочу увидеть то же самое, что вы видели и быть уверена, что вижу в точности как вы. Мы пройдём все ответы по одному. Я буду зачитывать ответ, а вы покажете мне, где именно вы это видели и расскажете, что создало такое впечатление, так, чтобы мне стало понятно и я смогла увидеть это как вы. Задача ясна?

I. 1.  Чёрт. Вот это уши, вот это рога. Вот глаза такие злые. Это рот, это носик. Но это голова только одна.
2. Бабочка. Это как усики, это крылья. (взрыв) Нет, сейчас я не думаю, что это похоже на взрыв. (какое-то животное) Я сказал уже, бабочка.
II. 3. Это жерло вулкана. Красное это лава, это потёки. Лава извергается вообще-то, но потом она начинает стекать.
4. Капля чернил. Просто кап, и всё. Вот это такие следы, брызги. Точно как каплю подняли в воздух и капнули. Но я не понимаю, как он /Роршах/ получил их такие одинаковые. На компьютере, наверное. Это для двух глаз он наверно сделал, для двух полушарий.
5. Ошибся, попытка закрасить чёрное красным. Вот тёмные полосочки здесь, это следы кисти. Видно, вода, чёрные краски. Полосочки, всё вот это, кисточка. Всё вот это кисточка (поглаживает таблицу). Это просто так, на эту часть не обращай внимания. То и это одинаково, чего тратить время зря, я хочу конкретно левый рассмотреть. – (вода?) – Вода как бы разбавила цвет.
III. 6. Это пасть открытая. Это зубы. А это бабочка, обычной формы бабочки. Это глотка, и он её заглатывает. Крокодил, или змея.
7. V Вот паук. Это глаза, это щупальца, это рот такой как у пираний. Как будто он съел бабочку и она у него в животе сидит, рентген. Или это его окраска. Окраска. Пауки они такие, кресты у них нарисованы. Эта бабочка, она на спине у него нарисована. (что создаёт такое впечатление?) – У пауков в центральной части спины есть узоры.
IV. V 8. Это ушки, это два хоботка маленьких. Это щупальца, ножки. Это как норка или яйцо (норка или яйцо?) – Ну, пускай будет норка. Раздвигает и вылупливается. Если вылупливается, то это яйцо. Но это же не яйцо, это не похоже на яйцо. Пускай будет земля, из-под земли вылазит.
9. Это летучая мышь, она просто подвешена. Это голова. Они закрывают крыльями голову, а у этой крылья чуть-чуть приоткрыты.
V. 10. Летучая мышь. Крылья. Это её уши, увеличенные, правда. Это лапы. Она сейчас в полёте. Мы видим, отслеживаем её сверху.
VI. V 11. Водяной скат (водяной?) – Живёт в воде. У ската хвост с шипами. Он же бьётся током, вот там, в хвосте, электричество в нём. Только увеличено (что создаёт такое впечатление?) – Форма такая у него. В детстве мы на Азовском море убивали таких. Нырнёшь, и так БАХ!
VII. 12. (логово или яйцо?) Это кокон, из которого только что вылезло насекомое. (что создаёт  такое впечатление?) Это закрытая часть, это открытая. Как ворота, здесь вот так закрывается.
VIII. 13. Это зло, которое вырвалось из ада. (что создаёт  такое впечатление?) Это красное, и это красное. И оно к нему спиной, бух, вырвалось. Стоп. Где логика. Злу нет смысла вырываться из ада. Это чадо зла.
IX. 14. Красное такое, как пламя, это ад. Это пятна такие, которые движутся. Этот руками тянется туда, как ныряет. Этот оранжевый здесь связан с зелёным, они вместе связаны. Оранжевый тянет свои щупальца в противоположную сторону, противостоит ему.
X. 15. < Красный – это страсть. Здесь это всё стремление к совершенству. Красный цвет он такой. Опять же, эту картинку я обращаю внимание на эту половинку. И только на левую. Во всех таблицах. Жёлтый – это своего рода халатность. Зелёный – это желание творить. Синий – это некий просвет в голове, что-то хорошее такое.

(Пациент дал всего два Популярных ответа. Это вынудило психолога провести Limits Testing).

Проверка границ:
Психолог: Мы почти закончили, осталось последнее задание. Посмотрите на эту таблицу ещё раз (даёт в руки таблицу III). Некоторые люди видят здесь человеческие фигуры. Видите ли вы что-либо, что так выглядит?

III. Вот два человека. Голова, руки, ноги.
(даёт в руки таблицу VII). Что-то, что выглядит как голова?
VII. Нет, не вижу.
(даёт в руки таблицу VIII). Что-то, что выглядит как животное?
VIII. Вот здесь. Медведь, вот голова, лапы. Тигр, ротвейлер.
(даёт в руки таблицу Х). Что-то, что выглядит как краб? Морской конёк?
Х. Вот синий это краб, а зелёный это морской конёк.

Пациент увидел три популярных ответа. Таким образом, общее число Р=5.

Правила проведения Проверки границ излагаются в Учебнике по кодированию.

После этапа Расспроса следует закодировать ответы, подсчитать суммы и балансы показателей, заполнить психограмму и приступить к интерпретации.

© Бермант-Полякова О.В.

You may also like...