Отставание в развитии

В последние годы основные психоаналитические концепции, которые понимались прежде в экономических или структурных терминах, переформулируются таким образом, чтобы учитывать влияние ранних объектных отношений. Как часть этого концептуального прорыва, H. Lerner & P. Lerner применили теорию объектных отношений к классической психологии мышления.

 

Лернер: интеграция Пиаже и Малер

Цитируем по книге:
Paul M. Lerner Psychoanalytic perspectives on the Rorschach. – The Analytic Press, Hillsdale, NJ, London, 1998.


В последние годы основные психоаналитические концепции, которые понимались прежде в экономических или структурных терминах, переформулируются таким образом, чтобы учитывать влияние ранних объектных отношений. Как часть этого концептуального прорыва, H. Lerner & P. Lerner применили теорию объектных отношений к классической психологии мышления.

Строго говоря, пишет Лернер, мы попытались интегрировать теорию когнитивных структур Пиаже, наблюдения Малер и теорию сепарации-индивидуации. Эта попытка описывает роль заботящегося лица в поддержке или задержке умственного развития. Мы резюмировали свои усилия в виде таблицы. Читатель найдёт в ней схематический обзор стадий когнитивного развития по Пиаже, фазы сепарации-индивидуации по Малер, основные когнитивные задачи для каждого периода развития, а также замечания о роли и функции заботящегося лица для каждой стадии и обзор нарушений, которые могут встретиться.

Затем Лернер применяет эту модель объектных отношений и когнитивных нарушений к тесту Роршаха. Это начальная попытка вписать Интегративную систему в теоретическую схему психологии развития. Концептуальная модель такого рода может служить, например, объяснением нарушений умственного развития.


Цитируем по книге:
Paul M. Lerner Psychoanalytic perspectives on the Rorschach. – The Analytic Press, Hillsdale, NJ, London, 1998.


 

Название стадии Стадии когнитивного развития по Пиаже Фазы сепарации-индивидуации по Малер Главные когнитивные задачи Роль объекта Возможные когнитивные нарушения
Стадия I (ранняя сенсо-моторная) Сенсомоторный период, стадии 1 и 2 Нормальный аутизм и симбиоз Начало осознания внешних объектов Holding behavior Дефицит аффективного отклика на окружение
Стадия II (средняя сенсо-моторная) Сенсомоторный период, стадии 3 и 4 Дифференциация и практика Выделение объектов из их контекста Поддержка стремления к сепарации и mirroring автономности Сверх-зависимость от окружения и от стимуляции
Стадия III (ранняя предоператорная) Предоператорный интеллект Воссоединение (раппрошмент) и начало фазы постоянства объекта Усвоение и представление Сохранение эмоциональной доступности, когда ребёнок разрывается между интимностью и отдалённостью Нарушения постоянства объекта и неудача в усвоении навыков обучения

Интеграция концепций Ж. Пиаже и М. Малер по П. Лернеру
Таблица

Название стадии Возможные когнитивные нарушения Роршах-тест
Стадия I Дефицит аффективного отклика на окружение Нет ответов Н, или малое число ответов (Н) и (Hd)
Нет ответов FC, CF или только ответы PureC
В содержании ответов жёсткие, защищающие поверхности и барьеры (амуниция, броня, щит, панцирь, шлем, сталь)
Содержание ответов An (сердце, лёгкие) или Bl
Слитые границы (два или более образов слиты в один) CONTAM, FABCOM2
Ответы выражающие ощущение (мягкие цвета, смятые углы, заострённые крылья)
Стадия II Сверх-зависимость от окружения и от стимуляции Использование цвета, не свойственного объекту (красные медведи, голубые пауки)
FABCOM- Level 1, Возможно осознание неадекватной оценки реальности
DV1 или INCOM1
Fr и rF ответы
(2) ответы
В содержании ответов видит вождей, политиков или популярных артистов
Стадия III Нарушения постоянства объекта и неуспехи в обретении навыков обучения В последовательности ответов, образ человека – конкретизированный, лишённый амбивалентности, ясный – сменяется аффективно противоположным описанием, например: это мафиози / это две добрые женщины взбираются на холм
Изначально идеализируемая фигура обесценивается путём добавления детали или деталей (ангел без головы, взбешённый благотворитель)
Неравные взаимоотношения, один персонаж подчиняет себе другого (ведьма держит в замке беспомощных детей, паук и какое-то насекомое в его паутине)
Люди и животные, которые трансформируются (это человек превращается в вурдалака, два человека, нет, это пара птиц)
Люди или животные меняют чувства (злой… нет, грустный енот)
Ответы FY и YF

 

© Бермант-Полякова О.В.

You may also like...