«Пиктограмма» и тест Роршаха

Сходство между «Пиктограммой» и тестом Роршаха теоретически понятно. Оба метода направлены на изучение ассоциативного процесса, стимульный материал методов отличается неопределённостью и многозначностью, хотя эта неопределённость имеет различный характер. Наиболее же существенным объединяющим моментом является то, что как ответ-интерпретация в тесте Роршаха, так и образ пиктограммы – сложные многокомпонентные образования, где в едином комплексе выражены интеллектуальные и эмоциональные характеристики.

 

Цитируем по книге:
Херсонский Б.Г. Метод пиктограмм в психодиагностике. – СПб: Речь, 2003. – 120 с.

 
Сходство между «Пиктограммой» и тестом Роршаха теоретически понятно. Оба метода направлены на изучение ассоциативного процесса, стимульный материал методов отличается неопределённостью и многозначностью, хотя эта неопределённость имеет различный характер. Наиболее же существенным объединяющим моментом является то, что как ответ-интерпретация в тесте Роршаха, так и образ пиктограммы – сложные многокомпонентные образования, где в едином комплексе выражены интеллектуальные и эмоциональные характеристики. Модифицированная процедура проведения исследования по методу пиктограммы ещё более сближает направленность обоих методов, обеспечивая максимальную свободу испытуемых и проявление ими спонтанной активности. 

Ретестирование в «Пиктограмме» имеет ряд общих черт с определением чувствительности ( Testingoflimits) в тесте Роршаха. Характерно также и то, что как таблицы Роршаха, так и понятия «Пиктограммы» могут вызывать непосредственные эмоциональные реакции в ходе исследования, частично эти реакции могут быть вторичными, обусловленными интеллектуальными затруднениями.

Детальное сопоставление данных «Пиктограммы» и теста Роршаха – предмет самостоятельного исследования (Б.Г. Херсонский, 1981). Ниже мы ограничиваемся перечислением сходных показателей обоих методов.

Соотношение ГС:М:Ат:К имеет известную аналогию с типом восприятия по Роршаху, поскольку оба соотношения отражают уровень операционных характеристик мышления, мотивацию при исследовании и направленность интеллектуальной деятельности.
Вместе с тем, практическое сопоставление этих двух характеристик не даёт чёткой корреляции. Аналогия прослеживается лишь там, где число ответов по Роршаху превышает 20-25. Если в протоколах исследований по Роршаху число ответов достаточно велико, то при значительном преобладании целостных, удачных ответов в «Пиктограмме» отмечаются геометрические и метафорические символы, конкретные образы немногочисленны. Если же число ответов при исследовании по методу Роршаха невелико (10-14), даже резкое преобладание целостных ответов не коррелирует с метафорическими и символическими (геометрическими, грамматическими) образами пиктограммы.

Совершенно аналогичны по своему психологическому значению характеристики «Пиктограммы» и теста Роршаха, имеющие отношение к фактору частоты выбора (популярные и оригинальные ответы). Следует лишь отметить, что если у психически одарённых испытуемых стремление к оригинальности в тесте Роршаха не приводит к снижению чёткости формы, то в пиктограмме прослеживается отчётливая тенденция к снижению количества адекватных образов.

Введение фактора частоты в качестве критерия адекватности образа пиктограммы делает идентичными понятия адекватности в «Пиктограмме» и хорошей формы в тесте Роршаха.

«Пиктограмма», как и тест Роршаха, позволяет судить о степени стереотипизированности ассоциаций, однако если в тесте Роршаха стереотипия проявляется в повторении ответов категории «Животные», то в пиктограмме она проявляется в повторении человеческих фигур. Это можно объяснить тем, что ряд эмоций, связанных с входящими в набор понятиями, воспринимается испытуемыми через переживания человека и выражается посредством движения, изменения схемы тела. 

В пиктограмме присутствует прямой аналог типа переживания по Роршаху. В применяемом нами варианте «Пиктограммы» мы не пользовались цветными картинками, поэтому категория «цвет» как аналитический фактор пиктограммы не рассматривается. Имеются случаи употребления чёрного и белого цветов, часто в символическом смысле. Иногда испытуемые «привносят» цвет, описывая чёрно-белое изображение как цветное (сходный феномен СР отмечен в тесте Роршаха в ответах на чёрно-белые таблицы).

Можно лишь наметить факторы, свидетельствующие об экстратенсивных и интроверсивных тенденциях. У лиц с чисто экстратенсивным переживанием по Роршаху, размеры рисунка в пиктограмме больше, композиция менее упорядочена, больше индивидуально значимых образов. Следует отметить также наличие стандартных метафорических образов, отражающих лишь эмоциональное содержание понятия и обеспечивающих приблизительное воспроизведение.

Наиболее широкий аспект аналитических факторов, общих для «Пиктограммы» и теста Роршаха, имеется в группе особых феноменов. Идентично психологическое значение «шоковых» реакций, при этом поведенческие реакции испытуемых практически одинаковы. Как и в тесте Роршаха, можно говорить о скрытом шоке, проявляющемся лишь в удлинении латентного времени, и в открытом, вербализованном, когда испытуемый прямо выражает своё неудовольствие. Иногда высказывания испытуемых носят «обратный» характер – «какое приятное слово…», «это интересно…» В пиктограмме можно говорить о «сверхкомпенсированном шоке», если после проявлений «шоковой» реакции испытуемый продуцирует удачный оригинальный образ. 

Сходно психологическое значение отказов от выбора образа в «Пиктограмме» и отказов в тесте Роршаха. Даже отказы на «лёгкие» таблицы теста Роршаха (III, V), характерные для больных шизофренией, имеют аналог в парадоксальных отказах на лёгкие понятия «Пиктограммы».
Сходно проявляются персеверативные тенденции. Вместе с тем, если в протоколах больных с интеллектуальным снижением персеверации проявлялись как в тесте Роршаха, так и в «Пиктограмме», то у больных шизофренией с высоким интеллектом наличие персевераций было отмечено только в «Пиктограмме».

Совершенно идентично значение спонтанных высказываний по ходу исследования. Как в тесте Роршаха, так и в «Пиктограмме» можно выделить такие типы высказываний, как критика тестирования, самокритика, обсуждение, разбор.

В целом следует сказать, что пиктограмма более чувствительна к интеллектуальным нарушениям и в меньшей степени отражает аффективные особенности по сравнению с тестом Роршаха. Это связано с тем, что процесс построения образа пиктограммы в большей степени отражает концептуальный уровень познавательных процессов, а тест Роршаха – перцептивный, хотя истолкование «пятен» Роршаха включает в себя элементы не только восприятия, но и зрительного мышления (Р. Арнхейм, 1974, 1981). Следует согласиться с мнением Л.М. Веккера (1981), что, чем на более «низком» уровне познавательных процессов основано выполнение метода, тем более полно проявляются в его результатах особенности личности.

Наличие в «Пиктограмме» и в тесте Роршаха как значительного количества общих характеристик, так и существенных отличий, делает целесообразным сочетанное применение обоих методов.

 

© Бермант-Полякова О.В.   

You may also like...